О проекте

Совместный европейский проект TEMPUS IV/VI
«Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями»

 543873-TEMPUS-1-2013-1-DE-TEMPUS-JPCR

ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА

Формирование готовности педагога к работе с различными гетерогенными группами (дети с ограниченными возможностями, одарённые дети, дети из семей мигрантов и социально уязвимых групп, представители национальных и религиозных меньшинств) в условиях инклюзивной образовательной среды.


ЦЕЛИ ПРОЕКТА

  • Создание в рамках международного консорциума многоуровневой системы подготовки и повышения квалификации педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями.
  • Развитие международной сети университетов-партнеров, обеспечивающей высокое качество образования за счет открытого доступа обучающихся к лучшим учебным модулям и ресурсам, имеющимся в сети.
  • Разработка модульных тематических кластеров по проблемам гетерогенности для бакалавриата педагогического профиля.
  • Разработка магистерской программы «Образовательный менеджмент в гетерогенных организациях».
  • Проектирование модульной программы повышения квалификации педагогов и образовательных менеджеров, работающих с гетерогенными группами и организациями.
  • Создание международных тандемов научных руководителей аспирантов, занимающихся исследованиями педагогики и менеджмента гетерогенной среды.
  • Формирование региональных сообществ социальных партнеров по вопросам интеграции в социум проблемных групп населения.
  • Создание инклюзивной образовательной среды в вузах-партнерах.

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ

  • Студенты бакалавриата и магистратуры педагогического профиля.
  • Аспиранты, докторанты.
  • Педагоги, преподаватели, образовательные менеджеры и представители администрации региона.

ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ГРУППЫ И ОРГАНИЗАЦИИ

  • Дети и молодые люди, имеющие особые образовательные потребности.
  • Родители.
  • Школы, вузы.
  • Гетерогенные организации и предприятия.
  • Социальные и миграционные службы.
  • Муниципальные и региональные органы власти.

 УЧАСТНИКИ КОНСОРЦИУМА

  • Фондовый университет г. Хильдесхайм (Германия)
  • Университет г. Бремен (Германия)
  • Университет г. Вена (Австрия)
  • Университет г. Хельсинки (Финляндия)
  • Линк кампус университет (Рим, Италия)
  • Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (Россия)
  • Тюменский государственный университет (Россия)
  • Кубанский государственный университет (Краснодар, Россия)
  • Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина (Россия)
  • Вологодский государственный педагогический университет (Россия)
  • Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова (Россия)
  • Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (Россия)
  • Школа №122 (Санкт-Петербург, Россия)
  • Национальный педагогический университет имени М.П.Драгоманова (Киев, Украина)
  • Хмельницкий национальный университет (Украина)
  • Бердянский государственный педагогический университет (Украина)
  • Детский социально-реабилитационный центр «Солнечный свет» (Киевская область, Украина)
  • Витебский государственный университет имени П.М.Машерова (Беларусь)
  • Мозырский государственный педагогический университет имени И.П.Шамякина (Беларусь)
  • Академия последипломного образования (Минск, Беларусь)

Устойчивость результатов проекта

Результат 1:

Название: создание и использование компетентностных центров „Инклюзивной педагогики и менеджмента многообразия“ или лаборатории инклюзивного образования в 13 университетах-партнерах (Россия, Украина, Белоруссия)

Описание:

Для эффективной работы в проекте во всех университетах-партнерах были созданы компетентностные центры Инклюзивной педагогики и менеджмента многообразия и/или лаборатории инклюзивного образования. Помещения были соответственно оснащены мебелью, офисной техникой и специальным оборудованием, обеспечено техническое обслуживание оборудования. По завершении проекта университеты продолжают финансирование деятельности центра, обеспечивают кадровый состав, техническое обслуживание оборудования.

Оснащение компетентностных центров позволило использовать новые учебные методы и формы обучения за счет использования новых медиа (интерактивные методы обучения, дистанционное образование и т. д.). Приобретение специальных технических средств для людей с ограниченными возможностями, позволило студентам с особыми потребностями быть зачисленными в высшие учебные заведения, а компетентностному центру – стать ресурсным центром (моделью) для вузов региона и других учебных заведений.

Все центры и лаборатории по окончании проекта выполняют внутренние и внешние задачи.

 Внутренние задачи: центр международных сотрудничества и обслуживания международной сети; региональный центр образовательной кооперации; внутривузовские тренинги и курсы повышения квалификации (Инклюзивная педагогика и менеджмент многообразия, дидактика высшей школы, IT, иностранный язык); создание инклюзивной среды в вузах; обучение, обеспечение сопровождения слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих обучающихся, а также ученых; подготовка педагогов и образовательных менеджеров региона в области инклюзивного образования и менеджмента многообразия; проведение занятий со студентами, помощь в проведении научных и экспериментальных исследований, в том числе выпускных квалификационных работ; информирование о новинках специальной литературы, тематические выставки; повышение квалификации педагогических психологов, специальных педагогов, логопедов; проведение экспериментальных исследований при выполнении курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций; подготовка публикаций и информации о результатов проекта; работа с литературой по многообразию (специальная библиотека) и пр.

Внешние задачи: консультирование представителей региональных и местных сообществ по вопросам социальной работы с в гетерогенной среде; обучение родителей, мультипликаторов, представителей органов социальной защиты методам взаимодействия в гетерогенной среде, информационным технологиям, языкам; проведение интерактивных онлайн-семинаров, видео-конференций; реализация дистанционных курсов и пр.

Пользователями центров и лабораторий являются преподаватели, студенты, слушатели курсов повышения квалификации, мультипликаторы, менеджеры и педагогов. Для исследователей полезными являются изучение  английского или немецкого языка. Это даёт им возможность участия в международных конференциях, сотрудничество в международных сетях и позволяет более эффективно изучать теоретические подходы в зарубежной литературе. Регулярное обучение мультипликаторов позволило распространить опыт инклюзивного образования в школах и других учебных заведениях соответствующих регионов.

Примеры:

Витебский Университет: в ходе проекта были созданы новые подразделения университета, а также других образовательных учреждений – в начальных школах, школах для одаренных, детском доме, доме престарелых, домах для инвалидов. Эти учреждения заключили договора  с  университетом о сотрудничестве в области инклюзивного образования.

Бердянский Университет: после завершения проекта компетентностный центр университета был признан Региональным центром инклюзивного образования.

Результат 2:

Название: проведение социологического исследования об особых образовательных потребностях детей, молодежи, педагогов и родителей в России, Украины, Республике Беларусь

Описание:

В России под руководством Академии постдипломного педагогического образования Санкт-Петербург, в Украине под руководством Киевского университета, Белоруссии под руководством Академии постдипломного образования Минска было опрошено 16760 педагогов, студентов, родителей и образовательных менеджеров. Анкеты были разработаны в зависимости от специфики стран. Полученные данные были использованы для разработки модулей и учебных курсов в системе повышения квалификации. Для проведения опроса и интерпретации данных в каждом университете-партнере была создана рабочая группа.

Целями опроса были: выявление самооценки педагогов (социальная и академическая компетентность), значение специальной компетентности в области инклюзивного образования, необходимые меры для эффективного обучения в системе повышения квалификации. Ученики и родители были опрошены на предмет их особых пожеланий относительно типа школы,  форм обучения, а также индивидуального сопровождения детей с особыми потребностями.

Опрошенные преподаватели и студенты высказывали необходимость более высокого качества образования, особенно в области иностранных языков, методов диагностики и изучения теоретического материала. Они жаловались на то, что слишком мало знают о ценностях детей, приезжающих в страну в качестве мигрантов. Иногда респонденты  отмечали проблемы, возникающие с беженцами,  особенно из районов боевых действий и социальных конфликтов. Одной из серьёзных  проблем был взаимодействие с учебной культурой мигрантов из азиатских стран. Преподаватели обнаружили, что эти дети нуждаются в структурированных и точных инструкциях, необходим поиск путей  возможностей сохранения своей собственной культуры. Особые проблемы возникали в связи с решением проблем взаимодействия с представителями мусульманской религии. В целом, более половины респондентов хотели улучшить свою компетентность в области многообразия.

Результаты исследования были положены в основу разработки каталогов компетенций и  для новых учебных курсов в трехуровневой системе обучения - бакалавриат, магистратура и аспирантура, а также для повышения квалификации..

Результаты были представлены и обсуждены на координационных заседаниях и конференция. Отчет об исследовании был представлен всем университетам-партнерам.

Название приложений результата 2:

Исследование специфических потребностей педагогов и образовательных менеджеров в области инклюзивного образования

Результат 3:

Название: разработка стратегического плана развития инклюзивного образования в регионе

Описание результатов:

Для руководителей и преподавателей университетов-членов консорциума в университетах г. Хильдесхайм (Германия) и Великий Новгород (Россия) было организовано повышение квалификации по теме «Создание инклюзивной образовательной среды». Целью обучения было приобретение компетенций взаимодействия с администрациями, объединениями, ассоциациями,  фондами, которые занимаются вопросами многообразия.

Всеми партнерами были разработаны подробные стратегические планы развития инклюзивного образования до 2020 года и создания инклюзивной среды в регионе.

При разработке стратегических планов развития партнеры тесно сотрудничали с  властями и социальными учреждениями города и региона (культурными, спортивными, образовательными) и оказывали влияние на содержание дискуссий, проводимых по инициативе властей, а иногда и на принятие законодательных актов. Например, план развития, разработанный киевским университетом, был включён в комплексной городской программе "Образование в Киеве 2016-18 гг.“ (подраздел "инклюзивное образование").

 Название приложений результата 3:

Избранные Стратегические планы развития инклюзивного образования в регионах, разработанные университетами городов Хмельницкий,  Витебск, Новгород, Санкт-Петербург, Тюмень.

Результат 4:

Название: Программа повышения квалификации " Train the Trainer“

Описание:

Программа "Train the Trainer“ была разработана в Киевском университете и предоставлена всем университетам-партнерам для включения в перечень модулей,  подготовленных там для эффективного проведения тренингов и семинаров. Программа использовалась для повышения эффективности управления процессами обучения и групповой динамики, а также для повышения коммуникативной компетенции преподавателя, подготовке и проведения эффективных тренингов, совершенствовании дидактики, оптимальном использовании визуализации, новых методах обучения, совершенствовании профессионального поведения и навыков устранения препятствий в процессе коммуникации.

При разработке программы преподаватели  Киевского университета прошли повышение квалификации в Хильдесхаймском университете. Программа была представлена на проектном портале, Киевским университетом был проведен проведена вебинар.

 Название приложения результата 4:

Программа повышения квалификации " Train the Trainer“

Результат 5:

Название: разработка учебных программ в области многообразия в системе многоуровневого обучения

Описание:

В центре проекта была модернизация и разработка учебных программ для обучения и повышения квалификации в области многообразия с целью подготовки студентов и слушателей конструктивному взаимодействию с гетерогенными группами детей и молодежи, а также к эффективному управлению гетерогенными организациями.

Для бакалавра, магистратуры, аспирантуры и повышения квалификации в области многообразия были разработаны образовательные программы. Для подготовки компетентностно-ориентированной концепции подготовки педагогов в области разнообразия были разработаны каталоги компетенций на основе анализа рынка и анализа стандартов педагогического образования, а также был проведен обучающий семинар в Бременском университете (Германия). Каталоги компетенций описывают базовые и специальные компетенции для каждого этапа обучения. Каталоги способствовали разработке образовательных программ основанных на компетентностном подходе в области педагогики многообразия и управления (Tuning-Methology). На этой основе были разработаны куррикулярные структуры, которые были включены в базисный учебный план университетов-партнеров.

Были модернизированы образовательные программы для бакалавриата. Так, для бакалавриата с педагогическим профилем были разработаны модуляризированные тематические кластеры вобласти многообразия, которые включали  вводный модуль по теме "Многообразие“, три основных модуля с тремя модульными элементами по выбору, пул модулей  по поддерживающей диагностике и положение о практике. Вновь разработанные модули в предметной области „Многообразие“ по педагогическим дисциплинам были реализованы в университетами-партнерами. Кластер был представлен для обсуждения на информационно-коммуникационном портале проекта.

Для разработки магистерской программы "Образовательный менеджмент в гетерогенных организациях" были созданы рабочие группы преподавателей, которые изучили возможности создания совместной образовательной программы для магистратуры. Для этого были установлены необходимые контакты в форме видеоконференции с помощью электронной почты. На информационно-коммуникационном портале проекта были представлены для обсуждения  учебные планы и положения об итоговой аттестации. Учебные планы были проанализированы и сопоставлены на предмет их совместимости. Учебная программа для магистратуры содержит два обязательных модуля и один модуль по выбору, которые были заимствованы из проекта 159371-TEMPUS-DE-TEMPUS-JPCR и адаптированы. Кроме того были  разработаны два обязательных модуля, один из которых состоит из трех модульных элементов по выбору. Обязательные модули по выбору разрабатывались как дистанционные курсы. Один модульный элемент был разработан как билингвальный. 

Для аспирантуры были заимствованы три модуля из проекта 159371-TEMPUS-DE-TEMPUS-JPCR и разработаны два новых модуля.

Для индивидуального консультирования аспирантов были сформированы международные тандемы консультантов, которые общались друг с другом на конференциях или с помощью информационных технологий.

Для разработки индивидуального образовательного маршрута было создана дистанционная образовательная программа, состоящая из вводного модуля, базовых модулей по выбору, серии рефлексивных, коммуникативных и практикоориентированных  тренингов, а также кейсов из собственной практики.

 Специально для образовательных менеджеров из программы для магистратуры были взяты модули по выбору и преобразованы в дистанционные курсы.

Для подготовки билингвальных модулей (немецкий/английский/украинский/русский) были организованы курсы повышения квалификации для преподавателей вуза во всех университетах-партнерах в области профессиональной коммуникации на иностранных языках.

В помощь преподавателям были разработаны книги  модулей (всего 561 страниц). Все разработанные модули были сгруппированы систематизированы и визуализированы. Эти книги доступны всем участникам проекта и заинтересованным университетам.

Книги  модулей были разработаны с учетом новых законов и нормативных актов, принятых в каждой из 3-х стран.

 Результаты реализации модулей обсуждались на семинарах и конференциях с участием российских, украинских и белорусских университетов-партнеров. Во время мастерских в Бремене, Хильдесхайме, Риме и Вене обсуждалась реализация модулей в магистратуре, а также состоялся обмен опытом аккредитации и лицензирования в конкретных странах.

Название приложений к результату 5

Книга модулей для бакалавриата

Книга модулей для магистратуры

Книга модулей для повышения квалификации

Книга модулей для аспирантуры

Результат 6:

Название: аккредитация и лицензирование магистерской программы "Образовательный менеджмент в гетерогенных организациях“ в 4 российских, 2 украинских и 2 белорусских университетах

Описание результатов:

Разработанная в проекте образовательная программа магистратуры  „Образовательный менеджмент в гетерогенных организациях“ (см. подробное описание в результате 5) была реализована в университетах-партнерах  с учетом национальной специфики и особенностей отдельных университетов. Магистратура была лицензирована и аккредитована (по состоянию на январь 2019)

Таблица

Результат 7:

Название: Повышение квалификации для разработчиков модулей, преподавателей и слушателей в области проектирования модулей преподавания в университете; обучение аспирантов.

Описание:

Регулярное обучение в различных университетах ЕС в форме активных и интерактивных семинаров и мастерских обеспечило эффективную работу в области дидактики высшей школы.

Преподаватели повышали свою квалификацию посредством следующих форм: семинаров и мастерских в европейских университетах по теме „Многообразие“, изучали  новые методы преподавания в вузе. Они проходили повышение квалификации по информационным технологиям (дистанционное обучение, вебинары, электронное портфолио, новые медиа для студентов и школьников с ограниченными возможностями здоровья), посещали курсы иностранных языков (английский,  немецкий), получали индивидуальные консультации от европейских ученых по почте, Skype, а также на курсах повышения квалификации и семинарах.

Для разработки модулей в университетах-партнерах были проведены тематические видеоконференции на тему "Системы дополнительного образования в университетах: сравнительный аспект". Кроме того, в европейских университетах были проведены курсы повышения квалификации для разработчиков модулей, направленные на развитие их предметной и дидактической компетентности.  Для разработки концепции конструирования программ тренинов в области многообразия и обучения специфическим методам модерации в университете Хильдесхайма (Германия) была проведена мастерская. В университетах Хильдесхайма и Бремена (Германия) состоялись рабочие встречи по подготовке магистерской программы. Разработчики модулей прошли стажировку в университетах-партнерах, посетили мастер-класс "Инклюзивное образование в международном контексте" в Венском университете (Австрия). Студенты-магистры посетили семинары в других университетах-партнерах, которые проводились совместно с учеными из европейских университетов.

Для изучения методики дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья был проведен вебинар в университете г.Хмельницкий (Украина), а также курсы повышения квалификации по ИТ-технологиям. Для развития компетенций в области разработки программ тренингов и методов модерации была проведена мастерская в университете г.Хильдесхайм (Германия).

Международные конференции в университетах Новгорода (Россия), Вены (Австрия), Витебска (Беларусь) и Хильдесхайма (Германия), привлекали не только участников проекта, но и ученых из других университетов и стран и обеспечивали широкое распространение результатов проекта. Конференция в Киевском университете (Украина), к сожалению, не состоялась по политическим причинам.

Наиболее подготовленные аспиранты прошли обучение в университете г.Хильдесхайм (Германия). Предварительно они прошли обучение на языковых курсах с элементами профессиональной коммуникации. В университете г.Хильдесхайм (Германия) они консультировались с учеными по тематике их научных исследований (с использованием немецкой и английской литературы), а также познакомились с работой аспирантуры в немецком университете.

Результат 8:

Название: учебник "Менеджмент многообразия в гетерогенных организациях“ (ISBN 978-5-89896-627-0)

Описание:

Был создан международный авторский коллектив для написания учебника " Менеджмент многообразия в гетерогенных организациях" (печатный вариант и онлайн). Ученые из университетов г.Хмельницкий (Украина), г.Новгорода (Россия) и г.Хильдесхайм (Германия) взаимодействовали друг с другом на рабочих встречах и посредством цифровых средств связи. 

В учебнике рассматриваются различные концепции и модели управления многообразием в сравнительном аспекте. Авторы старались адаптировать концепции менеджмента многообразия, разработанные для глобальных компаний к специфике образовательных учреждений и на основе сравнительного исследования показали особую роль этх концепций в развитии  вузов и школ в США, Германии, России, Украине, Южной Африке и других странах. Международный авторский коллектив рассмотрел  проблемы гетерогенности в организациях на стыке педагогики и теории управления и осуществил поиск ответов на следующие основополагающие вопросы: почему до сих пор в обществе и в школе существует страх перед многообразием? Может ли этот страх быть преодолен с помощью педагогических средств?  Можно ли управлять многообразием в обществе и в образовательных системах? Если да, то как выглядят концептуальные рамки и стратегии управления разнообразием? Ответы на эти открытые вопросы содержит метатеория управления многообразием в гетерогенных организациях, которая в учебнике научно обоснована и имеет практическую значимость.

Цель учебника - информировать руководителей образовательных организаций об уникальности каждого учителя и каждого ученика и дать им возможность выработать стратегию развития этой уникальности и творческого потенциала.

Учебник представлен в фондах ведущих национальных библиотек. Он был распространен на многочисленных национальных и международных конференциях и семинарах. Это гарантирует, что результаты проекта будут распространены в качестве академических достижений.

Название приложения к результату 8:

Учебник "Менеджмент многообразия в гетерогенных организациях“ доступен для просмотра в формате PDF на сайте проекта.

Результат 9:

Название: учебник: "Педагогика многообразия“ (ISBN 978-966-289-122-5)

Описание:

Для подготовки учебника "Педагогика многообразия“ был создан международный авторский коллектив. Ученые из университетов г.Киев (Украина), г. Краснодар (Россия), г.Мозырь (Беларусь), г.Бремен (Германия) и г.Хильдесхайм (Германия) взаимодействовали в ходе рабочих встреч и через цифровые средства связи. 

В книге речь идет о деонтологических и антропологических основах педагогики разнообразия, педагогике терпимости и о сотрудничестве с детьми и подростками из неблагополучных семей, с детьми и подростками с девиантным поведением, о взаимодействии с одаренными детьми и о культуре гетерогенности в учебном заведении.

Учебник представлен в фондах ведущих национальных библиотек. Он был распространен на многочисленных национальных и международных конференциях и семинарах. Это гарантирует, что результаты проекта будут распространены в качестве академических достижений.

Книга содержит многочисленные учебные материалы с учетом различных потребностей студентов и преподавателей.

Название приложения к результату 9:

Учебник: «Педагогика многообразия» доступен для просмотра в формате PDF на сайте проекта.

Результат 10:

Название: Сборник научных исследований аспирантов и докторантов

Описание:

Аспиранты, которые прошли стажировку в университете г. Хильдесхайм (Германия), а также некоторые докторанты, подготовили статьи по соответствующим темам диссертаций. При написании статей они получали консультации ученых Университета г. Хильдесхайм.

Статьи были опубликованы в сборнике под названием: «Инклюзия в сфере образования: опыт России, Украины и Белоруссии». (Языки: немецкий и английский).

15 статей этого сборника отражают взгляды молодых ученых из Восточной Европы и их восприятие разнородных учебных культур. Книга должна продемонстрировать немецко-и англоязычным читателям, что идея инклюзивной педагогик находит все большее распространение в европейских странах. Это также свидетельствует о том, что тема проекта была принята молодыми учеными и способствует устойчивому распространению результатов проекта.

Название приложения к результату 10:

«Инклюзия в сфере образования: опыт России, Украины и Белоруссии» (ISBN 978-3-487-15507-4)

Результат 11:

Название: "Инклюзивное образование в различных странах Восточной и Западной Европы” (сборник научных статей).

Описание

В сборнике были опубликованы статьи ученых из всех университетов, участвующих в проекте. Сборник был издан в университете Link Campus в Риме. В нём рассматриваются различные аспекты «инклюзии», раскрываются  общие черты и различия концепций инклюзии в образовании и обществе.

Книга является свидетельством устойчивого обсуждения темы многообразия в диалоге восточных и западноевропейских стран.

Название приложения к результату 10:

(ISBN 978 88 97931 24 9))

Мониторинг проекта TEMPUS в России

 4 декабря 2018 года в Тюменском государственном университете Национальным офисом Erasmus + в России, в лице заместителя директора Анны Муравьевой и менеджера Юлии Рединой, был проведен мониторинг проекта TEMPUS «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями».

В ходе визита мониторинговая группа встретилась с проректором А.Толстиковым, директором Регионального института международного сотрудничества Тюменского государственного университета М.Телегиной и директором Центра инклюзивного образования Л.Волосниковой.

Этот проект по праву можно считать примером лучшей практики. Успех обусловлен сочетанием таких факторов, как грамотный дизайн, четко поставленные цели и способы их достижения, реализуемые целеустремленной командой, и плодотворное сотрудничество в ходе проекта и по его завершению.

Очень важную роль сыграла администрация университета, которая создала условия для эффективной деятельности рабочей группы в рамках проекта и в дальнейшем содействовала устойчивости его результатов. О признании успехов проекта свидетельствует принятие решения о создании Института инклюзивного образования в качестве структурного подразделения Тюменского государственного университета, которое финансируется из его бюджета.

Последействием проекта стала трансформация Тюменского государственного университета в инклюзивный университет со всеми вытекающими структурными, организационными и методологическими изменениями. Центр инклюзивного образования имеет разнообразный портфель программ и курсов для различных целевых групп: от групп обучающихся с особыми потребностями до преподавателей, инструкторов и волонтеров, работающих с этими целевыми группами. Основная составляющая этих программ была разработана в рамках проекта.

Продолжается повышение квалификации и переподготовка преподавателей: в 2017-2018 годах обучение прошли более 500 человек. Курсы охватывают множество тем, включая “Инклюзивность и социальное неравенство” и “Миграция и плюрализм” (72 часа каждая). Эти курсы были включены в программы бакалавриата в целях расширения кругозора и мышления обучающихся. Новые курсы разрабатываются при наличии соответствующей потребности. По результатам проекта была запущена магистерская программа (15 студентов в прошлом году; 22 – в этом году).

В Центре инклюзивного образования работают также люди с особыми потребностями, которые выступают в качестве тренеров для людей с ограниченными возможностями. Эти тренеры сначала проходят курс обучения, предлагаемый Центром, и получают соответствующий сертификат.

Продолжается дальнейшее изучение вопросов инклюзивного образования, что находит отражение в подготовке кандидатских диссертаций тремя членами проектной группы, более чем десяти публикациях, в том числе международных (например, материалы конференций Дрезденского технического университета (ДТУ)). Один участник проекта поступил в Лондонский университет.

Центр принимает участие во всех национальных конкурсах грантов и выиграл ряд грантов в области инклюзивного образования, которые способствуют повышению его престижа на национальном уровне. В целом, благодаря проекту и мероприятиям, проводимым системно после его завершения, университет приобрел устоявшуюся репутацию Национального драйвера развития культуры инклюзии: заключено 14 соглашений с ведущими вузами РФ о сотрудничестве в области инклюзии и сформирована эффективная партнерская сеть. Центры инклюзивного образования открылись в двух филиалах Тюменского университета по образцу этого центра. В этих центрах осуществляется подготовка учителей сельских школ. Благодаря проекту и деятельности Центра, созданного в результате реализации проекта, университет включен в федеральную программу ведущих университетов РФ. В настоящее время инклюзивность и многообразие являются ключевыми концепциями стратегии развития университета, новым вектором которой является переход от инклюзивного образования к инклюзивной культуре.

Международные контакты, установленные в рамках проекта с Дрезденским техническим университетом, укрепились, а с США и Австралией появились новые. С ДТУ была начата реализация совместной программы «Двойной диплом». Совместно с партнерами из Австралии и США планируется программа подготовки аспирантов.

Все новости о деятельности Центра публикуются на сайте университета в разделе инклюзивного образования и на странице института, а также в социальной сети "Вконтакте". В настоящее время при участии Центра на национальном уровне формируется виртуальное пространство, обеспечивающее инклюзивность образования.

Мониторинг проекта TEMPUS в Республике Беларусь

 19 октября 2018 года в Академии последипломного образования в Минске Национальным офисом Erasmus + в Республике Беларусь, в лице госпожи Екатерины  Минюкович и госпожи Ольги Синявской, был проведен мониторинг проекта TEMPUS «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями».

В ходе визита представители национального офиса встретились с 5 членами проектной команды из Академии последипломного образования (AПО), одним представителем проекта из Витебского государственного университета (ВГУ) и одним из Мозырского государственного педагогического университета (МГПУ).

Общие комментарии:       

Общее впечатление экспертов было положительным, и результаты проекта были оценены как устойчивые. Новые специальные курсы бакалавриата в области педагогики, новые курсы переподготовки для учителей и руководителей образования, а также новая специальность в магистратуре «Образовательный менеджмент» внедряются в партнерских учебных заведениях и пользуются популярностью, что подтверждается ростом числа студентов, обучающихся по данной специальности. Разработанные в рамках проекта учебные планы, учебные программы и стандарты были утверждены Министерством образования Республики Беларусь и стали доступны для всех белорусских университетов, занимающихся подготовкой учителей и менеджеров образования.

ВГУ разработал стратегический план развития инклюзивного образования в Витебской области на период 2015–2017 гг. и в настоящее время разрабатывает приложения к плану развития до 2020 гг., который включает мероприятия, соответствующие целям проекта. Данные мероприятия направлены на повышение качества образовательного процесса на основе инновационных дидактико-методических подходов; обеспечение преемственности учебного процесса; внедрение лучших практик белорусских и зарубежных вузов; интенсификацию научно-педагогических исследований в области эффективного управления многообразием. Специалисты Мозырского университета и представители Мозырского районного исполнительного комитета успешно разработали и приняли План мероприятий по развитию инклюзивного образования на юго-востоке Республики Беларусь.

Что касается распространения результатов проекта после его завершения, то в ВГУ было проведено 17 семинаров, практикумов и других мероприятий по тематике проекта. Так, были организованы три выставки: “Инклюзивное образование: актуальные вопросы, опыт, перспективы”, “Аутизм: от понимания теоретических основ к сотрудничеству в преподавании”, “Магистры психологии”, а также научно-методический семинар “Преемственность в подготовке специалистов специального образования в колледже и вузе”.

В AПО было проведено 20 курсов повышения квалификации, посвященных вопросам инклюзивного образования и педагогики многообразия. Эти курсы пользуются большой популярностью среди преподавателей и руководителей образовательных организаций. В AПО издано 10 учебников по инклюзивному образованию, которые распространяются в педагогических университетах и колледжах. Результаты проекта используются университетами-партнерами при проведении конференций и других научных мероприятий.

Проект способствовал повышению профессиональной компетентности педагогов, которые будут обучать детей с особыми потребностями в гетерогенных группах. Студенты педагогических специальностей получили возможность не только приобщиться к философии инклюзии, но и познакомиться с физиологическими, психологическими и другими особенностями школьников с особыми потребностями, а также увидеть, как осуществляется сотрудничество в рамках образовательной среды между людьми.

Компетентностные центры и центры современных педагогических технологий, созданные в учреждениях-партнерах, позволяют более эффективно организовать подготовку и переподготовку преподавателей и руководителей образования. Еще одним позитивным изменением является открытие филиалов вузов в средних школах. В рамках проекта было создано 30 филиалов кафедр ВГУ в образовательных организациях, не входящих в ВУЗ: школа для детей с особыми потребностями, Центр развития детей дошкольного возраста, учреждение социального обслуживания и др.

На министерском уровне на заседаниях научно-методического совета и административных заседаниях обсуждались актуальные вопросы реализации проекта. После завершения проекта многие мероприятия, соответствующие целям проекта, были включены в государственную программу "Образование и молодежная политика на 2016-2020 годы".

Как положительный факт была отмечена содержательная взаимосвязь с проектом TEMPUS 530417-TEMPUS-1-2012-1-DE-TEMPUS-SMHES “Восточное партнерство в педагогических инновациях в инклюзивном образовании” без дублирования результатов.

С учетом дальнейшего развития результатов проекта, в сентябре 2018 года Витебский государственный университет обратился за кредитным финансированием во Всемирный банк для создания открытой и адаптивной образовательной среды в вузах и областных центрах с целью сопровождения лиц с особыми потребностями в высшем образовании. Учреждения-партнеры участвовали в грантовых конкурсах и получили еще два гранта (Erasmus+ и российско-белорусский проект).

 По итогам визита консорциуму были даны следующие окончательные рекомендации:

• продолжить распространение передового опыта инклюзивного образования на конференциях и семинарах в Республике Беларусь и за рубежом;

• опубликовать международную коллективную монографию “Педагогика многообразия: инклюзивный подход к управлению образовательным процессом в гетерогенной среде”, отражающую результаты реализации проектных идей;

• переиздать учебное пособие “Методика консультирования родителей детей из разнородных групп”.

Мониторинг проекта TEMPUS в Украине

27 сентября 2018 года в Хмельницком Национальном университете Национальным офисом Erasmus + в  Украине, в лице госпожи Иванны Атаманчук и госпожи Вероники Ткаченко был проведен мониторинг проекта TEMPUS «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями».

Во время визита мониторинговая группа встретилась с проректором по международным отношениям и 22 участниками проекта - представителями Хмельницкого Национального университета, первым проректором Бердянского педагогического университета, начальником управления образования и науки областной администрации, представителем Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова и 3 представителями школ № 7, № 8 и № 32 в Хмельницком.

Результаты проекта остаются весьма актуальными для украинских университетов и определенных целевых групп. Это также соответствует современному дискурсу  о гетерогенности, развитию и перспективам инклюзивного образования в украинской системе образования. Проект оказал влияние на профессорско-преподавательский состав университета, студентов, школьных учителей, руководителей образования, представителей различных гетерогенных групп и организаций.

Результаты проекта продемонстрировали их жизнеспособность и устойчивость на различных уровнях: индивидуальном, профессиональном, институциональном, общественном. Университеты-партнеры в Украине продолжают активно использовать имеющиеся учебные программы, разрабатывать новые учебные программы и проектировать возможности для учителей и руководителей средних школ, социальных психологов, образовательных менеджеров. Проектные группы указали на важность влияния проекта APiD на организационное развитие всех трех украинских участников проекта.

Результаты проекта вносят значительный вклад в дискурс о гетерогенности и инклюзивности в образовании, способствуют признанию многообразия  форм образования и включение данного фактора в педагогическое образование и профессиональную подготовку в вузах-партнерах Украины на всех уровнях.

Продолжается сотрудничество украинских университетов-партнеров с заинтересованными сторонами проекта и международными партнерами проекта (за исключением российских партнеров). Устойчивость результатов проекта была обеспечена за счет новых международных соглашений и подготовки международных проектов.

Украинские университеты-партнеры продолжают реализовывать разработанные и модернизированные курсы. Учебный материал в настоящее время используется в бакалаврcких, магистерских и аспирантских программах, а также для повышения квалификации в сфере непрерывного профессионального образования в университетах-партнерах Украины. Представители проектной группы проинформировали, что проект продолжает поддерживаться руководством вузов и руководителями подразделений во всех вузах Украины.

Разработанные курсы повысили эффективность и качество образования, а также способствовали применению и приему в вузы студентов с особыми потребностями. Новые интерактивные лаборатории и центры, созданные и оборудованные в рамках проекта APiD, используются в настоящее время сотрудниками и студентами в рамках учебного процесса.

Однако разработанные и модернизированные учебные планы, которые в настоящее время используются во всех украинских университетах-партнерах, имели следующие недостатки:

  • некоторые из профилей, модернизированных учебных программ и курсов не находятся в строгом соответствии с Законом Украины «О высшем образовании», стандартом NGQ и стандартом высшего образования;
  • в полной мере не обеспечивается точная корреляция между сформулированными компетенциями и результатами обучения для модернизированных курсов и программ.

Университеты-партнеры оборудовали центры (лаборатории) специальным оборудованием для инклюзивного образования, которое используется в академических и исследовательских целях.

На основании наблюдений экспертной группы Национального офиса Erasmus +  в Украине были разработаны следующие рекомендации для партнерства проекта APiD:

  • на веб-сайте каждого украинского университета-партнера обновлять информацию о достигнутых результатах с соответствующими ссылками на разработанные материалы, способствовать их широкому распространению среди целевой аудитории и загрузке результатов на платформу результатов проектов ЕС: http://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/projects/;
  • продолжить распространение результатов проекта APiD, обмен опытом в рамках национальных и международных конференций, семинаров, тренингов в сфере инклюзивного образования в Украине;
  • принимая во внимание высокую актуальность темы проекта APiD для текущих разработок в области инклюзивного образования в Украине, интенсифицировать сотрудничество университетов-партнеров с Министерством образования и науки Украины, а также активно использовать открытые ресурсы и платформы для  распространения опыта инклюзивного образования, приобретенного в рамках проекта APiD;
  • настоятельно рекомендуется использовать материалы консультаций национальной  HERE–команды (http://erasmusplus.org.ua/en/erasmus/ka3-support-to-policy-reforms/national-here-team.html) и  Национального офиса Erasmus +  в Украине для согласования разработанных и модернизированных учебных планов по инклюзивному образованию с национальной правовой базой высшего образования, основанной на Болонских требованиях и инструментах;
  • использовать результаты проекта Tempus 530417-2012-DE-SMHES (INOVEST) - «Восточное партнерство в педагогических инновациях в инклюзивном образовании» для обеспечения синергии с достижениями и результатами проекта APiD.

 Мы советуем всем университетам-партнерам хранить документацию проекта в течение 5 лет после его официального закрытия.

Last modified: Thursday, 7 February 2019, 10:19 PM