Архив событий

 
 
Изображение пользователя Администратор Сервера
Международная научно-практическая конференция «Сетевое взаимодействие университетов с социальными партнерами в области инклюзивного образования: международный и региональный аспект» в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого
от Администратор Сервера - Пятница, 11 Июль 2014, 10:13
 

С 18 по 22 мая в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого в рамках проекта ТЕМПУС прошла конференция «Сетевое взаимодействие университетов с социальными партнёрами в области инклюзивного образования: международный и региональный аспект». В конференции приняли участие ученые из 20 университетов-партнёров разных стран мира (России, Украины, Республики Беларусь, Германии, Италии, США, Турции, Польши, Дании). Основной целью конференции было обсуждение вопросов сетевого взаимодействия университетов с социальными партнерами по проблемам инклюзивного образования как в международном масштабе, так и на уровне территориальных образовательных сообществ.

 

На открытии конференции 19 мая с приветственным словом к участникам выступили: ректор НовГУ Виктор Вебер, проректор НовГУ по международной деятельности Михаил Певзнер, заместитель губернатора области Александр Смирнов, заместитель мэра В.Новгорода Антон Земляк, председатель Думы В.Новгорода Владимир Тимофеев, директор Информационного центра Германской службы академических обменов в С-Петербурге Михаэль Кляйнеберг, проректор по международным отношениям Аппалачского университета (США) Джесси Лутабингва, проректор по международным связям Хмельницкого национального университета (Украина) Николай Йохна.

 

В своем выступлении ректор НовГУ Виктор Вебер отметил, что сегодня Новгородский университет сотрудничает с 57 университетами из 29 стран, международное сотрудничество является приоритетным направлением и постоянно развивается – от педагогики к медицине, инженерным наукам, IT-технологиям, реставрации и т.д., и он очень рад видеть сегодня на конференции и «старых» друзей, и новых партнёров. Заместитель губернатора Новгородской области Александр Смирнов представил регион гостям, подчеркнул, что область является открытой для зарубежных инвестиционных проектов и старается наращивать экономический потенциал, а это невозможно сделать без квалифицированных кадров, которые готовит Новгородский университет и его колледжи.

 

Директор Информационного центра Германской службы академических обменов Михаэль Кляйнеберг сказал, что впечатлён той приятной и радушной атмосферой, которая вселяет надежду на успех в международном сотрудничестве. В том, что чувствует здесь себя среди друзей, признался и проректор Аппалачского университета Джесси Лутабингва.

 

Проректор по международным связям Хмельницкого национального университета Николай Йохна отметил, что уже не первый раз участвует в международных конференциях, проводимых в Новгородском университете, и всегда учёные этого вуза демонстрируют очень высокий уровень организации таких мероприятий, предлагают насыщенную и интересную программу. Проректор НовГУ по международной деятельности Михаил Певзнер назвал конференцию одним из главных научных событий в университете. В своём выступлении он отметил, что  сегодняшнее общество становится очень неоднородным: много мигрантов, национальных и этнических меньшинств, социально-незащищённых групп, людей с ограниченными возможностями – к ним необходим дифференцированный подход. Изучением этих проблем, поиском их решений, обменом опытом и будут заниматься в проекте университеты. 

 

Основными мероприятиями конференции стали: пленарное заседание, работа трёх секций, школа IT-менеджеров и посещение городских общеобразовательных организаций с инклюзивной средой. В период проведения конференции на пленарном и секционных заседаниях было сделано более 30 научных докладов.

На пленарном заседании с докладами выступили:

Грауманн Ольга, профессор педагогики, советник президента Фондового университета г.Хильдесхайм, Германия: «Сетевое взаимодействие в территориальном образовательном сообществе». Литвинова Нина, доктор экономических наук, профессор кафедры ГМУ Санкт-Петербургского Института Гуманитарного Образования, Россия: «Обучающийся регион – развитие образовательного потенциала взрослых на протяжении всей жизни».

 

Спалбер Диана, доктор психологических наук, профессор, университет г. Рим, Италия: «Проблемы инклюзии в образовании: итальянский опыт». Байкова Лариса, доктор педагогических наук, профессор, директор Института психологии, педагогики и социальной работы, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Россия: «Методологическое обоснование дополнительных компетенций педагога, необходимых для работы с гетерогенными группами обучающихся и их родителями»

 

Лебедев Николай, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, проректор по учебной работе Мозырского государственного педагогического университета им. И.П.Шамякина, Республика Беларусь: «Подготовка иностранных студентов в МГПУ им. И.П.Шамякина: основные проблемы и пути их решения». Нестеренко Галина, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой инноваций и информационной деятельности в образовании, Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова, Украина: «Последипломное образование как эффективный способ подготовки педагогов к работе с гетерогенными группами».

 

Крылова Ольга, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научно-методической работе, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Россия: «Исследование образовательных потребностей учащихся различных гетерогенных групп: методология и практика». Тихомирова Екатерина, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета социальной работы, педагогики и психологии, Вологодский государственный педагогический университет, Россия: «Проблемы обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузах России».

 

Секционные заседания проходили в Институте непрерывного педагогического образования НовГУ и были посвящены рассмотрению актуальных вопросов в рамках трёх проблемных полей:

«Сетевое взаимодействие образовательных организаций и общественных институтов в поликультурном социуме» (модераторы: Ушанова Ирина, Гуренко Ольга),

 

«Проблемы инклюзии учащихся с ограниченными возможностями в образовательное пространство региона» (модераторы: Калашникова Марина, Соколова Виктория),

 

«Особенности обучения и воспитания детей из социально уязвимых групп населения» (модераторы: Звяглова Марина, Евтешина Наталья).

 

В рамках мероприятий конференции в Компетентностном центре НовГУ, руководителем которого является Константин Краснощеков, была организована двухдневная школа IT-менеджеров. Её слушателями стали представители 15 университетов-партнеров, для которых прошло обучение по двум основным темам. Во-первых, по использованию специализированного оборудования, которое было приобретено в рамках проекта ТЕМПУС и установлено в учебном классе Компетентностного центра, для обучения людей с ограниченными возможностями слуха и зрения. Вторая тема – создание дистанционных курсов для той же категории людей. Также слушатели школы познакомились с новыми компьютерными технологиями в образовании, о которых рассказал с использованием медиа-презентации Патрик О’Ши (Университет Аппалачи, США).

    

В соответствии с программой, для участников конференции было организовано посещение общеобразовательных организаций с инклюзивной средой, работающих в Великом Новгороде: гимназии «Новоскул», школы № 34 и гимназии № 4. В гимназии «Новоскул» участники проекта познакомились с опытом реализации долгосрочной областной целевой программы «Доступная среда», посетили различные уроки и побывали в библиотеке, где оборудовано место для работы психолога и проведения занятий, направленных на профилактику и сохранение зрения и слуха учащихся.  В школе № 34 гости приняли участие в работе круглого стола «Адаптация школьной среды к образовательным и социальным потребностям детей, проживающих в микрорайоне школы» и ознакомились с деятельностью структурных подразделений «Центр раннего развития «Крошка Енот»» и «Дошкольное отделение».  В гимназии № 4 для участников конференции была организована экскурсия по учреждению и проведен семинар на тему «Работа с гетерогенными группами обучающихся в гимназии: практика деятельности», в рамках которого педагогами гимназии были представлены доклады: «Особенности гетерогенных групп в гимназии – наш образовательный маршрут», «Комплексное сопровождение обучающихся в условиях современной гимназии», «Построение индивидуального маршрута обучения школьников», «Одаренный ребенок. Какой он?», «Портрет педагога, реализующего включенное образование» и др.

 

В последний день конференции состоялось координационное совещание, в работе которого приняли участие координаторы проекта из 15 университетов-партнеров. На совещании Наталья Богатенкова (Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования) представила технологию проведения социологического исследования гетерогенных групп детей и методику выявления их особых потребностей. Также с участниками совещания обсуждались вопросы планирования и содержания последующих мероприятий проекта. В конце заседания координаторам проекта от университетов-партнеров была представлена структура сайта проекта и высказаны рекомендации по размещению на нем информации.