Мозырский государственный педагогический университет имени И.П.Шамякина

 
 
Изображение пользователя Михаил Крикало
Научная стажировка в Германии в рамках международного Темпус-проекта «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями»
от Михаил Крикало - Вторник, 4 Октябрь 2016, 12:44
 

Стажировка старшего преподавателя кафедры практической психологии и дефектологии УО МГПУ им. И.П. Шамякина Надежды Степановны Цырулик на базе Фондового университета г. Хильдесхайм (Stiftung Universität Hildesheim) состоялась в период с 12. 06. 2016 по 26. 06. 2016 и включала содержательную программу – конференцию «Многообразие», знакомство с библиотекой университета, заседание аспирантов, посещение школ, самостоятельную работу.


В первый день пребывания в университете состоялось знакомство с Полномочным представителем по вопросам международных проектов и сотрудничеству, профессором педагогических наук, доктором Ольгой Грауманн. 

09-09-01 09-09-02
09-09-03 09-09-04

Первая встреча прибывших на стажировку аспирантов и докторантов
с Ольгой Грауманн в стенах университета г. Хильдесхайм

 При посещении библиотеки университета представлен богатый книжный фонд и широкие возможности для работы студентов (компьютерное обеспечение, наличие сканеров, ксерокопировальной техники, доступа к аудио- и видеоматериалам, электронным ресурсам и др.), в частности, необходимые мне материалы для научно-исследовательской деятельности при подготовке кандидатской диссертации, для разработки учебного курса по внедрению в учебный процесс УО МГПУ им. И.П. Шамякина (г. Мозырь). На официальном сайте университета можно воспользоваться электронным каталогом библиотечного фонда. 

09-09-05 09-09-06

Помещения библиотеки Фондового университета г. Хильдесхайм

 Программой стажировки было предусмотрено заседание аспирантов, в ходе которого состоялась встреча аспирантов университета г. Хильдесхайм и прибывших на стажировку аспирантов из Беларуси, Украины, России. Объединившись в группы по научным интересам, мы имели возможность представить своё исследование и апробировать его. Следует отметить, что значительная часть исследований немецких коллег касалась интеграции, инклюзивного образования и подготовки специалистов к работе с детьми-мигрантами.

  09-09-07

 Встреча аспирантов и докторантов, прибывших на стажировку с аспирантами университета г. Хильдесхайм

Тема «Интегративное образование в Германии» также прозвучала и в докладе профессора Фондового университета г. Хильдесхайм Ольги Грауманн, рассмотрены понятия «интеграция» и «инклюзия», исторические аспекты развития интегративного образования в Германии и его модели (модель амбулаторная, модель «интегрированный класс», модель «два учителя»). Неоднократно подчёркивалось, что «инклюзия» требует гибкости в образовательной системе, внимания к потребностям каждого отдельного человека, взаимодействия всех участников процесса.

 09-09-08
Доклад профессора Фондового университета г. Хильдесхайм О. Грауманн
о проблемах интегративного образования в Герамании

По мнению профессора Ольги Грауманн, «инклюзия сегодня – это, прежде всего, интенсивная команда, подготовка предметно-развивающей среды для самостоятельной работы детей, зонирование помещения, позволяющее работать в группах и индивидуально с учётом потребностей и возможностей».

Следует сказать, что формы интегрированного обучения, реализуемые в образовательном пространстве Республики Беларусь, весьма вариативны и дают широкие возможности для обучения лиц с особыми образовательными потребностями.

Далее Ольга Грауманн рассказала о системе подготовки педагогов в Германии, о прохождении студентами первого курса педагогической практики на базе школ, что позволяет проверить себя на профессиональную пригодность, осознанно подходить к овладению теоретическими знаниями и гарантирует практическую направленность обучения.

С целью ознакомления с организацией интегративного образования и специфики работы педагогов в сфере многообразия представителями Фондового университета г. Хильдесхайм было организовано посещение аспирантами школ Didrik-Pining (16. 06. 2016) и St. Ansgar (20. 06. 2016). Здесь получают образование дети-мигранты и дети с особыми образовательными потребностями. В учреждениях мы познакомились с руководителями школ, с предметно-пространственными и организационно-смысловыми ресурсами образовательной среды.

09-09-09 09-09-10

 Посещение школ г. Хильдесхайм

В рамках командировки на базе Фондового университета г. Хильдесхайм посещена конференция «Grenzen der Integration. Wessen Grenzen? Wessen Integration?». Доклады по проблеме интеграции и многообразия с последующим групповым обсуждением представили профессоры из разных университетов.

09-09-11 09-09-12
Конференция по проблеме интеграции и многообразия 

Большое значение для диссертационного исследования имела запланированная в рамках стажировки консультация у немецкого специалиста. Была получена консультация у профессора дидактики математики Гюнтера Грауманна. Представилась возможность обсудить теоретико-методологические основы диссертации, возможности практической реализации представленной модели, перспективные направления работы.

В ходе итогового заседания прибывших на стажировку аспирантов состоялось групповое обсуждение результатов научной стажировки и научных поисков при посещении библиотеки Фондового университета г. Хильдесхайм. Заключительным моментом встречи послужило вручение сертификатов об успешном освоении программы стажировки в области «Инклюзия» в сфере «Научная теория и методы исследования» под руководством профессора Ольги Грауманн.

 09-09-13
Вручение сертификатов об освоении программы стажировки
в области «Инклюзия» профессором О. Грауманн

По результатам стажировки в Германии можно отметить, что внедрение новых форм международного сотрудничества в образовательное пространство УО МГПУ им. И.П. Шамякина позволит повысить качество профессиональной подготовки педагогов к работе в сфере многообразия, расширить возможности для проведения научно-исследовательской работы.

________________________________________________________________________________________________________________________

Nadezhda Tsyrulik, Head teacher, Chair of Practical Psychology and Defectology, completed an internship held at the premises of Stiftung Universität Hildesheim (intership period: 12.06.2016 – 26.06.2016).

According to internship programme the participants were allowed to work in library stocks and use computer resources support. Postgraduate students meeting was also arranged in order to share the experience and discuss some topical issues on peculiarities of cooperation with children-migrants.

Olga Graumann, Honorary Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, lectured on “Integrative education in Germany”, and rendered the notions “integration” and “inclusion”. She said that inclusion needed to be treated as a flexible thing which helped to correspond everybody’s requirements. Inclusion today is an intensive team, training of objective-developing environment for self-guided work.

In order to see how children-migrants and children with special needs were trained Secondary schools Didrik – Pining and St. Ansgar were visited.

Within the framework of the internship conference “Grenzen der Integration. Wessen Grenzen? Wessen Integration?” was arranged. Professors – representatives of various educational institutions submitted their reports on integration and diversity.

Summarizing the results of the internship in Germany it is important to notice that implementation of new forms within the field of international cooperation  between MSPU named after I.P.Shamyakin and Stiftung Universität Hildesheim will allow to raise the quality of professional training and broaden the capabilities to conduct further research.