Архив событий

 
 
Изображение пользователя Дмитрий Бобров
Международная научно-практическая конференция «Вуз как гетерогенная организация: стратегии формирования инклюзивной среды» в Новгородском государственном университете и Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (Россия)
от Дмитрий Бобров - Вторник, 26 Июль 2016, 19:42
 

17-19 мая 2016 г. в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого (НовГУ) и Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПб АППО) состоялась Международная научно-практическая конференция «ВУЗ КАК ГЕТЕРОГЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ», которая является итоговой в совместном европейском проекте TEMPUS IV/VI "Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе  с гетерогенными группами и организациями". В центре внимания участников международной конференции было обобщение опыта по  разработке стратегий формирования инклюзивной среды в научно-образовательной практике современного вуза, институтов повышения квалификации и других образовательных организаций высшего и последипломного образования.

В конференции приняли участие российские ученые из многих вузов страны и их коллеги из Германии, США, Италии, Беларуси, Болгарии. Конференция открылась 17 мая в главном корпусе Новгородского университета. Многочисленных российских и зарубежных гостей встретили хлебом-солью. 

    

На открытии конференции с приветственным словом к участникам обратились: ректор НовГУ Виктор Вебер; проректор НовГУ по международной деятельности Михаил Певзнер; руководитель Департамента образования и молодежной политики Новгородской области Александр Ширин; ректор Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования Степан Жолован; ректор Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина Алексей Зимин; проректор по учебной работе Витебского государственного университета имени П. М. Машерова (Республика Беларусь) Веслав Турковский; профессор Колледжа образования Аппалачского университета (США) Dr. Barbara B. Howard; внештатный преподаватель Фондового университета г.Хильдесхайм, директор Экспериментальной школы Ансгар (Германия) Dr. Algermissen geb. Koeke Ulf Helmut Heinz; экс-вице мэр по делам культуры и образования г.Несебр, председатель Общества дружбы г.Равда (Болгария) Eli Kirilova.  

       

В своем выступлении ректор НовГУ Виктор Вебер обратил внимание: «Международная деятельность - одна из приоритетных и наиболее эффективных сфер деятельности нашего университета. У нас обучаются более пятисот студентов из дальнего зарубежья. Университет сотрудничает с 22 государствами и с 68 университетами. Как показывает реализуемый в настоящее время проект Темпус IV по инклюзивному образованию, сфера международной деятельности НовГУ расширяется, и у нас появляются всё новые и новые партнёры». Во время торжественного открытия конференции был подписан ещё один договор - о стратегическом партнёрстве с Рязанским университетом им. С.А. Есенина. Документ подписали ректоры вузов Виктор Вебер и Алексей Зимин.

                   

Проректор НовГУ по международной деятельности Михаил Певзнер назвал конференцию одним из значимых научных событий в университете. В своём выступлении он отметил, что в настоящее время проблемы гетерогенности, инклюзии и толерантности становятся чрезвычайно актуальными для разных стран мира под влиянием многих факторов. К наиболее важными из них относятся: усиление потоков мигрантов, вызванное военными конфликтами и экономическими проблемами, и связанное с этим обострение «кризиса мультикультурализма» в странах Западной Европы; обострение межэтнических и межконфессиональных конфликтов в поликультурном социуме, рост националистических настроений в обществе, сопровождающих процессы формирования национального самосознания народов; обострение проблем интеграции в общество индивидов и групп с особыми потребностями (лица с ограниченными возможностями, социально незащищенные слои населения, лица с девиантным поведением, интеллектуально и творчески одаренные люди и др.). В этой связи возникает потребность в проектировании и развитии инклюзивной образовательной среды в высших учебных заведениях, которые должны взаимодействовать в этой среде с различными группами обучающихся.  Современный университет должен стать вузом равных возможностей, обеспечивающим процесс инклюзии различных социальных групп в единое академическое сообщество. Создание инклюзивной среды современного университета предполагает не только изменения архитектурного дизайна зданий, обеспечение техническими средствами обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, но это, прежде всего, подготовка преподавателей и образовательных менеджеров, способных работать в мире многообразия и способных таким многообразием руководить. 

Основными мероприятиями конференции стали: пленарное заседание, работа трёх секций, конкурс профессионального мастерства «Дефектолог будущего», включая дефиле «Мода без границ» и круглый стол: «Особенности реализации концепции инклюзивного образования в Санкт-Петербурге».

В период проведения конференции на пленарном и секционных заседаниях было сделано более 40 научных докладов.

На пленарном заседании с докладами выступили:

Певзнер Михаил Наумович, доктор педагогических наук, профессор, проректор по международной деятельности, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Россия: «Создание инклюзивной среды вуза: как управлять многообразием».

Ульф Альгермиссен, преподаватель Фондового университета г.Хильдесхайм, директор экспериментальной школы, Германия: «Инклюзия как социокультурная проблема педагогического образования».

      

Байкова Лариса Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, директор Института психологии, педагогики и социальной работы, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Россия:  «Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития магистрантов в гетерогенной среде вуза».

Барбара Хоугард, профессор Колледжа образования Аппалачского университета, США: «Доступность высшего образования в США для студентов с ОВЗ: законы, политика и практика».

    

Диана Спалбер, доктор психологических наук, профессор, Линк Кампус университет г. Рим, Италия: «Итальянский вуз как гетерогенная микросистема».

Лебедев Николай Александрович, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, проректор по учебной работе, Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина, Республика Беларусь: «Полесский регион: образовательные потребности студентов различных гетерогенных групп».

    

После пленарного заседания состоялся финал конкурса профессионального мастерства «Дефектолог будущего» и дефиле «Мода без границ». Конкурс проводится в НовГУ уже 7 лет, и в этом году в нем приняли участие 19 бакалавров и магистров кафедры специального (дефектологического) образования. Финалистами конкурса профессионального мастерства «Дефектолог будущего» стали три магистрантки кафедры. На конференции они рассказали о своей деятельности, поделились собственным опытом и педагогическими достижениями в организации обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья. 

  

Затем был продемонстрирован результат совместной работы кафедры специального (дефектологического) образования и кафедры дизайна НовГУ – состоялось дефиле «Мода без границ». Были показаны модели одежды для людей с ограниченными возможностями здоровья, а студенты-дизайнеры и доцент кафедры дизайна Светлана Фролова рассказали об особенностях такой одежды. Среди представленных костюмов были летние и зимние их варианты, платья, спортивные и парадные костюмы.

            

Секционные заседания конференции проходили в Институте непрерывного педагогического образования и Гуманитарном институте НовГУ и были посвящены рассмотрению актуальных вопросов в рамках трёх проблемных полей: 

Секция 1 «Менеджмент гетерогенной среды в вузе – как управлять многообразием» (модератор: д.п.н., профессор Ирина Донина)

  

  

Секция 2 «Проблемы инклюзии иностранных студентов в образовательную среду вуза. Как изменяется корпоративная культура?» (модератор: к.фил.н., доцент Марина Нилова)

         

Секция 3 «Стратегии сетевого взаимодействия с гетерогенными организациями в подготовке педагогов и образовательных менеджеров» (модератор: д.п.н., профессор Роза Шерайзина) 

     

 В рамках секционных заседаний представители Кубанского государственного университета (Россия) д.п.н., профессор, декан факультета педагогики и психологии Вероника Гребенникова и к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии Анна Щербина провели со студентами Гуманитарного института НовГУ тренинг «Развитие этнокультурной компетентности и этнокультурной сензитивности».

    

19 мая международная конференция продолжилась в Санкт–Петербурге в Академии постдипломного педагогического образования. Участники конференции посетили Центр инклюзивного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Директор Центра, к.п.н., доцент кафедры инновационных образовательных технологий СПб АППО Марина Сизова рассказала о специальном оборудовании для обучающихся особыми возможностями здоровья.

       

Затем представители университетов-партнеров приняли участие в работе круглого стола: «Особенности реализации концепции инклюзивного образования в Санкт-Петербурге» (модератор: д.п.н., проректор по научной работе СПб АППО Ольга Крылова). 

«Концепция инклюзивного образования в Санкт-Петербурге». Ольга Крылова, д.п.н., проректор по научной работе СПб АППО; Игорь Макарьев, к.п.н., доцент кафедры профессионального образования СПб АППО;

«Особенности реализации концепции инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья». Наталья Яковлева, к.п.н., зав.кафедрой специальной (коррекционной) педагогики СПб АППО;

«Развитие социальной компетентности музыкально и спортивно одаренных гетерогенных групп учащихся в ОУ». Тимофей Стаховский, директор ГБОУ средняя школа № 235 им. Д.Д.Шостаковича с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Адмиралтейского района Санкт-Петербурга;

     

«Особенности работы по интеграции в образовательную среду детей-билингвов». Ирина Шерстобитова, к.п.н., доцент кафедры филологического образования СПб АППО;

«Оценка качества работы образовательного учреждения в условиях полиэтнической образовательной среды». Светлана Поспелова, зам. директора ГБОУ школа № 122 Центрального района Санкт-Петербурга.

   

На заключительном этапе работы круглого стола была организована групповая работа (модератор Наталья Богатенкова, зав. Центром международных и региональных проектов СПб АППО), в рамках которой, участники конференции выявляли общее и уникальное в создании инклюзивной среды в университетах-партнерах, участвующих в проекте ТЕМПУС. 

                        

Завершилась конференция заключительной дискуссией, которую провели ректор СПб АППО Степан Жолован и проректор по международной деятельности НовГУ Михаил Певзнер.