Бердянский государственный педагогический университет

 
 
Аватар
Отчет о стажировке в Германии на ученом совете БГПУ
by Руслан Вербовий - Tuesday, 30 June 2015, 8:35 AM
 

16 июня 2015 года на заседании ученого совета Бердянского государственного педагогического университета профессоры Наталья Сосницкая и София Филоненко отчитывались о стажировке в рамках проекта TEMPUS-IV «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями» в Фондовом Университете Хильдесхайм (Германия), проходившая с 31 мая по 7 июня 2015 года.

Скачать презентацию

Профессор Наталья Сосницкая раскрыла содержание стажировки, поделилась впечатлениями и озвучила выводы.

 

Семинар профессора, доктора Ольги Грауманн на тему: «Цели и задачи проекта TEMPUS-4».

«Мы получили представление о том, что разработка соответствующих модулей в каждом университете, задействованном в этом проекте, будет ориентирована на формирование у студентов понимания теоретических основ и практических механизмов построения инклюзивной образовательной среды, формирование компетенций, обеспечивающих решение задач сопровождения ребенка, педагога, семьи в условиях инклюзивного образования. В результате собеседования с профессором, доктором Ольгой Грауманн мы пришли к выводу о том, что инклюзивное образование– это образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции.

В продолжение семинара профессор, доктор Ольга Грауманн сделала акцент на общих особенностях структуры и содержания модуля. Мы ознакомились с методами и формами организации учебного процесса, формами и средствами оценки компетенций, их картами для разных уровней образовательного процесса. Также подчеркивалось, что модуль должен содержать основную и вспомогательную литературу, разнообразные и современные зарубежные источники на разных языках».

 

Семинар с Бригиттой Остерман, заведующей Центром повышения квалификации в Университете Хильдесхайма.

«Во время семинара госпожа Остерман представила структуру Центра, охарактеризовала его отделения (преподавания, научно-исследовательской работы и последипломного образования). Более подробно она остановилась на программе повышения квалификации учителей, в частности на подготовке к работе в условиях инклюзии и разнообразия (diversity). Бригитта Остерман раскрыла содержание программы переподготовки, описала целевую аудиторию программы, а также ключевые формируемые компетенции: оценка многообразия учащихся; поддержка всех учащихся; совместная работа; личностный рост и профессиональное развитие. Курс переподготовки учителей состоит из трех модулей:

  1. Основы педагогики многообразия.
  2. Коммуникация, коммуникация, тренинг.
  3. Переход к инклюзивной школе.

Бригитта Остерман раскрыла ведущие инструменты инклюзии: коммуникация, кооперация, тренинг, положительный эффект от взаимодействия учителей, социальных педагогов и родителей. Ключевые тезисы программы переподготовки –  развитие толерантности, принятия (как важные лозунги инклюзии), человекоцентризм, что отвечает гуманистической направленности системы образования, а также использование рефлексии и саморефлексии.

Важным для нас было знакомство с новой терминологией, например: управление классом в гетерогенных группах (classroom management in heterohenious groups), управление обменом (change management)».

 

Семинар с Нуртен Каракаш (Институт педагогики).

«На семинаре мы ознакомились с философией идеи многообразия и ее реализацией в педагогике. Была раскрыта последовательность и корреляция терминов: «интеграция», «инклюзия», «педагогика многообразия», «поликультурность». Нуртен Каракаш подчеркнула важность учета особенностей всех учащихся, использования их как дополнительного ресурса для развития. Классификация видов многообразия предусматривает ее первичную и вторичную составляющие; первая из них принята в странах Евросоюза и охватывает пол, этничность, расу, физическое состояние человека и другие факторы, вторая (профессия, религия, семья, социальный статус, региональные особенности мировоззрения) является приобретенными особенностями. Согласно структурно-антропологическому подходу, Нуртен Каракаш раскрыла механизмы социального конструирования таких особенностей, в частности «гендера», «этничности», что нашло отражение в практической части семинара. Во время тренинга мы получили возможность путем самоопределения выяснить, какие особенности мы учитываем при описании «Я-концепции», а о каких избегаем упоминать. Нуртен Каракаш подчеркнула важность идеи бинарных оппозиций, описывающих норму и отклонение от нее, мнение большинства и меньшинства (первое воспринимается как «нормальное», «естественное» положение дел, второе не проблематизируется). Мы пришли к выводу о том, что необходимо учитывать мнение групп меньшинств для осознания проблемы дискриминации и разработке путей ее преодоления. Результаты тренинга обсуждались в форме свободной проблемной дискуссии, в ходе которой учитывался опыт участников рабочих групп из разных стран».

Семинар с профессором Стефаном Шликау (Институт международных коммуникаций).

«Семинар был построен на лингвистическом подходе к анализу проблемы межкультурного взаимодействия. Путем диалога о различном восприятии определенного текста в интернациональной аудитории (методом транскрибирования речи) мы выяснили, что важно учитывать культурный фон и особенности менталитета для построения эффективной модели обучения и коммуникации учащихся с педагогами и между собой. Во время дискуссии мы обсудили феномен билингвизма, характерный для многих регионов России и Украины, познакомились с немецким опытом лингвистического образования студентов-иностранцев. Профессор Стефан Шликау представил нашему вниманию свое исследование, посвященное новым медиа и роли языкового общения в инклюзивной образовательной системе».

Семинар с профессором Беттиной Амрхайн (Институт педагогики).

«Семинар имел практическую направленность и главным его тезисом было знакомство с разнообразными методами и формами обучения в инклюзивной среде. Беттина Амрхайн ознакомила нас с личным опытом преподавания инклюзивной педагогики в смешанной группе студентов (по этническому признаку). Был сделан акцент на методах, ориентированных на развитие критического мышления и личной креативности учащихся и студентов, а также на важности общения студентов из разных стран в форме телемостов с целью преодоления национальных стереотипов и сравнения языковых картин мира (например, во время работы с метафорами).  Интерес вызвало эмпирическое исследование Беттины Амрхайн по итогам ее многолетней работы в инклюзивных классах средней школы».

 

Посещение Народной школы Хильдесхайма и встреча с ее руководителем госпожой доктором Рудольф.

«Во время визита в Народную школу мы получили возможность ознакомиться с предназначением данного учебного заведения, основными учебными программами, источниками финансирования, а также с ролью, которую играет Народная школа в системе регионального образования в Нижней Саксонии. Особенный интерес вызвала идея единого центра информации об образовательных программах региона, осуществленная в этой школе.

Исключительную важность для нас имеет концепция стратегии Народной школы об обучении человека в течение всей жизни. Этим определяется выбор целевых групп учебных программ, который учитывает многообразие населения по этническому, гендерному, возрастному признакам. Руководитель школы осветила социальные и демографические аспекты функционирования заведения, его пользу для городской общины Хильдесхайма. Заместитель директора профессор Алексей Пономарев раскрыл особенности содержания учебных курсов, выбора базовой литературы.

Визит в школу убедил нас в необходимости построения единой и целостной системы инклюзивного образования на уровнях страны, региона, города и отдельного учебного заведения».

 

Самостоятельная работа с научными источниками по теме проекта, работа в библиотеке.

«Во время стажировки мы ознакомились с научной и методической литературой относительно проблем многообразия, мультикультурности, гетерогенной учебной среды и инклюзии, в частности с монографиями Ольги Грауманн, Беттины Амрхайн, Бригитты Остерман, Стефана Шликау; с совместными сборниками научных трудов «Модернизация образования – модернизация с помощью образования» (2004), «Гуманизация образования. Ежегодник 2005-2006 года», «Проблемы развития вуза и школы в международной дискуссии: новые возможности и риски» (2009). Методологическое значение для разработки модуля аспирантуры в рамках проект имеет следующая публикация: Грауманн О., Певзнер М.Н. Гетерогенность как педагогическая проблема // Инклюзивноеобразование: проблемы и перспективы: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Сетевое взаимодействие университетов с социальными партнерами в области инклюзивного образования: международный и региональный аспект» (Великий Новгород, 19-21 мая 2014 года) / сост. Е.В. Иванов; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород:, 2014. – С. 6-13.

Особый интерес вызвал практикум “Wie geht’s zur Bildungslandschaft?” (2014), который в алгоритмической форме представляет способы и средства создания учебных моделей разного уровня, посвященных инклюзии и многообразию. Это имеет существенное значение для разработки модуля аспирантуры учеными Бердянского государственного педагогического университета. Мы искренне благодарны организаторам проекта и в особенности профессору, доктору Ольге Грауманн, которая презентована нам современные научные труды по теме проекта для библиотеки Бердянского государственного педагогического университета». 

 

Выводы по результатам стажировки.

«Основная идея стажировки состояла в непосредственном знакомстве с инклюзивным образовательным ландшафтом, центрированном в университете Хильдесхайма. Ценный опыт для нас – это знакомство с различными уровнями и структурными элементами этой системы, живое и плодотворное общение с участниками инклюзивных образовательных проектов, исследователями этой проблематики. Мы пришли к выводу о необходимости построения единой, целостной и гибкой среды инклюзивного обучения, где будут учитываться особенности каждого учащегося, его ресурсы и потенциал. Исключительную актуальность имеет сама идея инклюзии, основанная на гуманистическом подходе и идее многообразия в современном мире, что характерно для множества регионов не только в Германии, но и в России и Украине. Полученный опыт поможет нам глубже осознать цели и задачи разрабатываемого учебного модуля, более правильно и четко сформулировать систему компетенций учащихся. Важное значение в немецкой образовательной среде придается взаимосвязи теоретических концепций и их практической реализации, внедрению современных научных разработок в образовательный процесс в школах и университетах. Это было продемонстрировано на конкретных убедительных примерах в ходе совещаний и тренингов. Мы получили уникальную возможность ознакомиться с личным профессиональным опытом работы известных ученых в сфере инклюзии и многообразия, что способствует нашему творческому развитию. Обучение проходило в дружеской, открытой атмосфере свободного обмена идеями, обсуждения важных, животрепещущих вопросов формирования инклюзивного образовательного ландшафта в каждой стране – участнице проекта. Важным было то, что учитывался опыт работы всех участников рабочих групп в мультикультурной среде, а также профессиональная специализация: психологическая, педагогическая, филологическая.

Во время стажировки мы смогли ознакомиться не только с системой инклюзивного образования в Германии, но и получить представление о самой стране, культуре, истории, традициях, языке путем экскурсий и живого общения с местными жителями.

Хотим выразить искреннюю сердечную благодарность всем организаторам проекта, администрации университета Хильдесхайм, в особенности профессору, доктору Ольге Грауманн за гостеприимство, открытость, внимание, помощь в научной и методической работе, а также участникам рабочих групп за совместную плодотворную работу, готовность к дискуссии и творческий подход к обсуждаемым проблемам».

 

Профессор София Филоненко раскрыла членам ученого совета неофициальную часть стажировки: экскурсии по городу Хильдесхайм и его окрестностям, посещение городов Гослар и Ганновер.